Логин:

Пароль:

 

Регистрация | Забыли пароль 

Главная

О компании | О проекте | РУБРИКАТОР | Услуги | Реклама | Прайс | Заказ | Контакты

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

РЕСУРС (Поиск-помощь)

Каталоги ИННОВАЦИЙ на USB-флеш накопителе

БАНК ДАННЫХ

добавить

ИННОВАЦИИ

38690

ПРОДУКЦИЯ

4770

УСЛУГИ

2971

ПРЕДПРИЯТИЯ

добавить

16774

ПАРТНЕРЫ ИнфоНТР

 

ОБМЕН ССЫЛКАМИ

 

Печатные СМИ

 

ВЫСТАВКИ

 

САЙТЫ

добавить

635

КОММЕРЦИЯ

добавить

ПРОДАЖА

0

ПОКУПКА

0

БИЗНЕС

добавить

ПРОДАЖА

0

ПОКУПКА

0

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА

Новости. Статьи.
Дайджесты. Проекты



Инвестициии. Венчур. Кредиты

Россия на мировом инвестиционном рынке

(01.03.04 г.)

 

Доля России в мировом объеме привлеченных зарубежных инвестиций составляла в 2001 г. 0,5%, в том числе накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - менее 0,3%. Удельный вес РФ на мировом рынке в конце 90-х годов был значительно меньше развитых и многих развивающихся стран (Республика Корея аккумулировала ПИИ больше, чем Россия в 2,5 раза, КНР - в 10 раз). Суммарный объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных КНР достиг на начало 2001 г. 347 млрд. долл., а сумма накопленных ПИИ стран Восточной Европы (Чехии, Словакии, Польши, Венгрии) - около 100 млрд.
Низкая привлекательность России в качестве страны-импортера капитала объясняется несовершенством законодательной базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов, многоступенчатой системой согласований, а также получение разрешений затрудняют процесс увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России.

В связи с высокими ставками налогов в РФ зарубежные инвесторы негативно оценивают российскую систему налогообложения. Доля налогов и сборов в России в доходах предприятий с иностранным капиталом, по оценкам, достигает 50% (в Великобритании и США - 20-25%). Потенциальных иностранных инвесторов настораживает низкая инвестиционная активность российских компаний на внутреннем рынке.
Зарубежные эксперты оценивают ситуацию на российском инвестиционном рынке как неблагоприятную. Так, в 2001 г. в списке 90 стран по индексу коррумпированности Россия занимала 81-е место (Эстония-29, Белоруссия-36-е).

В последние годы инвестиционный климат в РФ начал улучшаться. Улучшению инвестиционного имиджа России способствовало экономическое оживление 1999-2002 гг., рост валютных запасов, а также совершенствование нормативно-правовой базы в сфере привлечения иностранных инвестиций.
Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, состоящими из четырех групп: международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия; базисные нормативные акты федерального уровня; нормативные документы, регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств); нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в РФ.

Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий взаимных инвестиций. Так, важное значение имеют соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также нормативные акты, позволяющие исключать двойное налогообложение доходов и имущества инвесторов.

Нормативные акты федерального уровня (Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами "прямого" действия.

К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президента РФ, постановления и распоряжения правительства РФ, а также нормативно-правовые акты и министерств и ведомств (инструкции, приказы и др.), разъясняющие и/или уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.

В ряде субъектов РФ действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата, включая освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др.).
Закон о деятельности иностранного капитала в Российской Федерации был принят в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям с иностранными инвестициями (ПрИИ), в которых иностранному капиталу принадлежало более 30% в уставном капитале.

В 1999 г. был принят новый федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и подготовлены другие документы. Однако данный закон предоставил иностранным инвесторам только национальный режим. В мировой практике инвестору предоставляется право выбора между национальным режимом, а также режимом наибольшего благоприятствования. В статьях закона (1999 г.), касающихся предоставления гарантий и льгот инвесторам и предприятиям с их участием, по сравнению с законом 1991 г. количество предоставляемых льгот было сокращено (они предоставляются только предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты).
Кроме того, закон (1999 г.) допускает, что для иностранных инвесторов особыми законодательными актами могут быть установлены изъятия ограничительного характера. Согласно рекомендациям Всемирного банка, установление изъятий возможно лишь по требованиям национальной безопасности.
Важным для иностранных инвесторов является закон "О соглашениях о разделе продукции".

Согласно российскому законодательству, для иностранных инвесторов установлен правовой режим деятельности не менее благоприятный, чем для российских инвесторов. В последние годы отмечалась тенденция к уравниванию иностранных инвесторов (и предприятий с их участием) с российскими в основном в вопросах регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории РФ.

В закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (1999г.) внесено изменение, согласно которому ПрИИ подлежат государственной регистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в них соответствующих документов.
Величина привлеченного иностранного капитала в экономику России в 1994-2001 гг.  увеличилась с 1,05 до 14,2 млрд. долл. При этом сумма портфельных инвестиций возросла более чем в 100 раз, однако их доля в объеме иностранных инвестиций в 90-е годы была незначительна. В 1994-2001 гг. Сумма прочих инвестиций возросла почти в 20 раз и прямых - более чем в 7 раз.

В России в последние годы приток прямых инвестиций не увеличился. Наиболее рентабельные предприятия и отрасли, в том числе в пищевой промышленности, а также в сфере телекоммуникаций уже перешли под контроль иностранных корпораций.

Иностранные инвесторы, накопившие опыт деятельности в России, предпочитают расширять присутствие не за счет прямых инвестиций, а предоставляя кредиты полностью или частично зависящим от них предприятиям.

Источник: БИКИ № 59, 29 мая 2003г.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ

КАТАЛОГИ ИННОВАЦИЙ на USB-флеш

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА

Copyright 2002-2020
ООО "Издательство "КОВЧЕГ и Ко" (Центр Научно-Технической Информации "ПРОМЕТЕЙ").
Все права защищены