Логин:

Пароль:

 

Регистрация | Забыли пароль 

Главная

О компании | О проекте | РУБРИКАТОР | Услуги | Реклама | Прайс | Заказ | Контакты

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

РЕСУРС (Поиск-помощь)

Каталоги ИННОВАЦИЙ на USB-флеш накопителе

БАНК ДАННЫХ

добавить

ИННОВАЦИИ

38690

ПРОДУКЦИЯ

4770

УСЛУГИ

2971

ПРЕДПРИЯТИЯ

добавить

16774

ПАРТНЕРЫ ИнфоНТР

 

ОБМЕН ССЫЛКАМИ

 

Печатные СМИ

 

ВЫСТАВКИ

 

САЙТЫ

добавить

635

КОММЕРЦИЯ

добавить

ПРОДАЖА

0

ПОКУПКА

0

БИЗНЕС

добавить

ПРОДАЖА

0

ПОКУПКА

0

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА

Новости. Статьи.
Дайджесты. Проекты



Общие вопросы

Изнанка прогресса

Специалисты делят историю науки и техники на "внутреннюю" и "внешнюю". Первая строит свои концепции, исходя из того, что рост знаний происходит строго в соответствии с логикой развития той или иной дисциплины. Скажем, квантовая механика появилась потому, что попытки до конца дописать классическую картину мира привели к неразрешимым теоретическим противоречиям. Вторая утверждает, что на процесс НТП принципиальное влияние оказывают экономические, социальные и даже культурные факторы. Классический пример -- реконструкция создания той же квантовой механики американским историком Полом Форманом, основанная на анализе социокультурной ситуации, сложившейся в Веймарской республике.

Ту же историю создания атомной бомбы можно написать и как последовательное применение на практике открытий ядерной физики и физики взрыва -- и как чреду беспрецедентных проектов, инициированных политическими силами и встряхнувших экономики целых стран.

Происходящее в последние десятилетия нас все больше и больше убеждает в том, что, оставаясь только в рамках "внутренней" логики развития НТП, мы в нем так ничего и не поймем. Ведь сегодня даже самые фундаментальные изыскания вроде физики высоких энергий могут развиваться только за счет мощи развитых экономик, PR-компаний для налогоплательщиков и лоббистских усилий политиков. Можно ли реализовать проект управляемого термоядерного синтеза -- не вопрос физики. Существование пресловутого ИТЭРа целиком и полностью зависит от конфигурации отношений между Европой, США, Японией и Россией, организованного потока публикаций в прессе и интересов крупного технологического бизнеса.

А если мы сделаем шаг от большой науки к прикладным дисциплинам и далее -- к технологиям, тезис о критическом влиянии "посторонних" факторов на рост знаний станет еще яснее. И уж совсем превратится в очевидность, если наблюдатель переместится в инновационную зону.

С этой точки зрения описываемый в комментируемой статье эпизод истории беспроводных технологий, которую будут дописывать наши потомки, весьма показателен. О Wi-Fi и идущем за ним WiMax можно рассуждать и в строго технологическом ключе, начав описывать их родословную с Герца и Попова. Радиофизик с удовольствием, например, обсудит ограничение на мобильность WiMax, связанное с эффектом Доплера -- изменением частоты излучения, воспринимаемой наблюдателем при его движении относительно источника излучения, и способы обойти это препятствие в модернизированном варианте технологии. Но достаточно ли этого, чтобы понять, почему одна технология состоялась, то есть стала общепринятым рыночным стандартом и принесла миллиарды долларов, а другая -- нет? Думается, только технологическими аргументами этого не объяснить. Для полноты картины историографам придется вдаваться в детали лоббистских механизмов и маркетинговых стратегий крупных корпораций, больше тратящих на продвижение своих высокотехнологичных продуктов, чем на их разработку. Им откроется, что PR-кампания по продвижению нового рыночного стандарта начинается еще до его окончательного создания. Верно, правда, и то, что откровенно плохая технология при самой массированной промывке потребительских и чиновничьих мозгов надолго на рынке не задержится. Но хайтечным монстрам приходится рисковать -- если промоушн окажется неудачным или запоздалым, то и стандарта этого не появится, какое бы гениальное изобретение в его основе ни лежало: конкуренты всегда найдутся.

Конкурирующих технологий для широкополосного доступа в Интернет явно больше одной, но широкая общественность, ответственные чиновники и рыночные игроки сегодня львиную долю внимания уделяют именно WiMax. Intel боится опоздать: ведь если кто-нибудь, соразмерный ему, примется вкладываться в продвижение альтернативного ноу-хау и у него это получится лучше, не исключено, что в памяти широкой общественности останется совсем другая аббревиатура.

Подобный образ мысли противен российскому технократу. Мы и нобелевок-то получили в два раза меньше, чем заслуживали, потому что никогда не торопились с научными публикациями (надо же все еще раз проверить), брезговали заниматься грубой, но яркой популяризацией научных открытий и нобелевским лоббизмом. Зато этим с удовольствием занимались наши западные коллеги. В результате любой историк отечественного НТП без запинки перечислит вам длинный список "наших приоритетов" от радио и телевидения до лазера на гетероструктурах. Но все это так и останется нашей внутренней историей.

 

Дан Медовников

Источник: Эксперт

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ

КАТАЛОГИ ИННОВАЦИЙ на USB-флеш

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА

Copyright 2002-2020
ООО "Издательство "КОВЧЕГ и Ко" (Центр Научно-Технической Информации "ПРОМЕТЕЙ").
Все права защищены